RSS
» » Система стабилизации ESP

Система стабилизации ESP

Система стабилизации ESPЕSP - «Удачный» просчет Mercedes-Benz

Современные модели автомобилей до предела оснащены всевозможными системами, позволяющими водителю безопасно выходить из любых дорожных ситуаций. Одна из таких систем, это система стабилизации ESP - электронная программа стабилизации или, что более привычно, система стабилизации движения.
По заключениям экспертов, система стабилизации ESP после ремней безопасности стоит на втором месте по автомобильной безопасности.

Подтверждением этому служат данные американского Страхового института (IIHS) по дорожной безопасности и Национального управления безопасностью NHTSA (США), которые свидетельствуют, что можно было бы предотвратить треть смертельных аварий, если бы системой ESP были оснащены все автомобили.

История ESP

Годом создания системы стабилизации ESP принято считать 1995 год, но широкую огласку система получила только спустя два года, чему способствовал неудачный дебют Mercedes-Benz А-класса.
Разработчики модели из Штургодта допустили ряд серьезных ошибок, в результате которых автомобиль имел склонность к опрокидыванию. Это обычно происходило при исполнении маневра «переставка» (объезд препятствия, лосиный тест ) , даже на небольшой скорости(37 км/час).

В Европе, где вопросам безопасности уделяется повышенное внимание, разразился грандиозный скандал, что привело к приостановке продаж Mercedes-Benz А-класса, а уже реализованные машины были отозваны для устранения причины опрокидывания. Всего было отозвано более 130 тыс. автомобилей.
Компания Daimler-Benz оказалась в непростой ситуации: сохранить потребительские качества автомобиля, при этом, не занимаясь перепроектированием модели, снять проблему с опрокидыванием.

В феврале 1998 года выход из положения был найден. Все автомобили Mercedes-Benz А-класса были доукомплектованы настроенной соответствующим образом системы ESP, что полностью устранило причину опрокидывания.

Ошибка разработчиков Мерседес сыграла на руку прогрессу и способствовала мгновенной популяризации системы стабилизации ESP, установка которой на автомобили сохранила не одну человеческую жизнь, сделав современные средства передвижения на порядок надежней и безопасней.

Для чего же служит система стабилизации ESP и на чем основывается ее принцип действия?

Назначением системы стабилизации является помощь водителю при возникновении сложных дорожных ситуаций, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем, а ее действие направлено на то, чтобы автомобиль перемещался в том направлении, куда выполняется поворот руля.

Если брать техническую сторону вопроса, то систему ESP нужно рассматривать как единый вариант с АБС, где объединены многие узлы обеих систем и работа системы стабилизации ESP напрямую зависит от взаимодействия с АБС.
ESP требует также присутствие таких компонентов, как датчик положения рулевого колеса и акселерометра, следящего за реальным поворотом автомобиля.

Если коротко, то принцип действия системы стабилизации ESP заключается в реакции электронной системы на критические ситуации в дороге, но лишь в том случае, когда ей известно: намерение водителя изменить движение и куда на самом деле движется автомобиль.
О намерении водителя повернуть руль в ту или иную сторону узнают датчики, следящие за углом поворота рулевого колеса и угловой скоростью колес автомобиля.

Система стабилизации ESP





За реальным же направлением движения автомобиля, следят датчики, определяющие угол поворота машины вокруг вертикальной оси, а также и данные поперечного ускорения.
В случае, когда показания датчиков дают разные ответы на эти вопросы, то вероятнее всего возникновение нестандартной ситуации, на что сразу реагирует электронная система стабилизации ESP движения (время реакции 20 миллисекунд), начиная притормаживание одного (или нескольких) колеса автомобиля, предотвращая начинающийся занос.

Например, при выполнении правого поворота, из-за большой скорости, колеса на передней оси начинает сносить с заданного направления в сторону действия сил инерции, уходя на радиус больший, чем радиус самого поворота.
В этом случае система стабилизацииESP действует на заднее колесо, следующее по внутреннему радиусу в повороте, притормаживая его и добавляя автомобилю большую поворачиваемость, направляя его тем самым в направлении поворота.

Одновременно с торможением электроника сбрасывает обороты двигателя. Если же при выполнении поворота заносит заднюю часть автомобиля, то ESP притормаживает левое переднее колесо, двигающееся по наружному краю поворота.

Появляющийся таким образом момент противовращения, исключает боковой занос. В случаях же когда начинают скользить все четыре колеса, система стабилизации ESP принимает решение самостоятельно, определяя какое их колес необходимо притормозить. Это происходит в течение 20-ти миллисекунд. Система срабатывает в любых режимах работы и на любых скоростях движения.

Хотя данная система на сегодня является наиболее эффективной из систем безопасности, но она не может быть панацеей. Законы физики на дорогах никто пока не отменял и даже самая совершенная электроника не может их изменить, если скорость превышает допустимые пределы.
Из всего сказанного следует простой вывод –система стабилизации ESP это надежно, но соблюдайте всегда разумную скорость движения и дистанцию.

Система стабилизации ESP

Вернуться
Оставить комментарий