Вакуумный усилитель в системе тормозов устанавливается для увеличения усилия на педали тормоза. Следовательно, возрастает эффективность главного цилиндра тормозов и действия всей тормозной системы.
Многие наверняка помнят, какое усилие приходилось прикладывать к педали тормоза на автомобилях отечественного производства прошлых выпусков. Сегодня уже невозможно себе представить современное авто, лишенное для машины такого важнейшего элемента, как вакуумный усилитель тормозов.
На автомобиле усилитель объединен в единый узел с главным тормозным цилиндром и конструктивно через шток связан с педалью тормоза.
Устройство вакуумного усилителя тормозов:
• Металлический корпус (2 на рис)
• Вакуумная камера
• Атмосферная камера
• Разделяющая диафрагма( цифра 3 на рис)
• Обратный клапан
• Шток, соединяющий усилитель с педалью тормоза
• Следящий клапан
• Шток поршня главного цилиндра тормозов
• Возвратная пружина (4 на рис)
Принцип действия усилителя тормозов
Корпус усилителя разделен на две камеры посредством диафрагмы (3). Камера, соединяющаяся с главным тормозным цилиндром, называется вакуумной, а вторая камера, соединенная с педалью тормоза – атмосферной.
Для создания разрежения в вакуумной камере она через обратный клапан соединена с впускным коллектором двигателя после дроссельной заслонки.
При каждом такте двигателя, когда поршни идут вниз, в впускном коллекторе, в цилиндрах двигателя и всем впускном тракте, создается разряжение, которое и передается в вакуумный усилитель.
При остановке двигателя обратный клапан закрывается, и связь усилителя с впускным коллектором разрывается. По этой причине вакуумный усилитель тормозов работает только при заведенном двигателе. Разъединение вакуумного усилителя с впускным коллектором происходит и в случае неисправности усилителя. Это необходимо для машины , иначе двигатель начнет троить.
Атмосферная камера за счет следящего клапана , связанного посредством штока с педалью тормоза, может быть соединена:
• С вакуумной камерой – в исходном состоянии
• С атмосферой – при нажатии педали тормоза
В исходном положении в обеих камерах поддерживается одинаковое давление, равное давлению в вакуумной камере. При нажатии на педаль тормоза следящий клапан, связанный с ней через шток закрывает канал объединяющий обе камеры.
При дальнейшем ходе педали атмосферная камера соединяется с атмосферой и бывшее в ней разряжение падает. На диафрагму начинает действовать разность давлений и она через шток педали тормоза, преодолев усилие возвратной пружины, толкает шток главного цилиндра тормозов.
Шток начинает перемещать поршня в главном цилиндре тормозов, которые под давлением выдавливают тормозную жидкость передающую усилие через трубопроводы на поршня рабочих цилиндров и далее на тормозные колодки.
При отпускании педали тормоза, диафрагма с помощью усилия пружины возвращается в исходное положение. Следящий клапан открывает канал и объединяет камеры, и давление в них вновь выравнивается.
Благодаря наличию вакуумного усилителя тормозов, достигается дополнительное максимальное усилие превышающее усилие ноги водителя на педали в 3-5 раз.