Каждый Гран-при делится на три этапа: свободные заезды, квалификация и непосредственно зачетная гонка. Проводятся они с пятницы по воскресенье. Исключением стал лишь Гран-при Монако, где свободные заезды проводят на день раньше — в четверг. Всего таких этапов за весь сезон — 20, и проходят они с весны по осень.
Для получения очков в гонках пилотам и командам необходимо финишировать в зачетной зоне. В отличие от многих видов спорта, в «Формуле-1» зачетная зона растянулась аж на 10 позиций. Порядок начисления очков таков (от первого места к десятому): 25—18—15—12—10-8-6-4-2-1.
Первым знакомством пилотов с трассой становятся так называемые сессии свободных заездов. Их регламент таков: два заезда длительностью в полтора часа в пятницу. Здесь никаких зачетов и очков ни пилоты, ни команды не получают, а просто «обкатываются» болиды, делаются ключевые настройки «под трек» и т. д. Третий свободный заезд продолжительностью в один час проводится в субботу непосредственно перед квалификацией.
Квалификацию считают основным этапом на пути к победе в Гран-при. На протяжении 45 минут пилоты стараются сделать все, чтобы проехать гоночный круг как можно быстрее, ведь самый быстрый пилот стартует с первой позиции на самой гонке.
Интересно, что первые десять машин, показавшие лучшие результаты, подвергаются «консервации». То есть они отправляются в закрытый парк, где остаются вплоть до начала гоночного заезда. В их настройках ничего нельзя менять. Запрет распространяется на резину, настройки болида, двигатели, трансмиссии и т. д. Бывают случаи, когда инспекторы FIA (Международной автомобильной федерации) позволяли сделать минимальные изменения, необходимость которых была оправдана риском для жизни пилотов. Непосредственно гонка проводится в воскресенье. Время старта немного различается в разных уголках мира — все сделано для того, чтобы болельщикам не нужно было слишком рано просыпаться, чтобы стать свидетелями прямой трансляции. Так, в Европе Гран-при начинается в 14:00, а в Азии и Австралии — несколько позже.
Общая протяженность гонки составляет порядка 305 км. Исходя из этой цифры, устанавливается количество кругов, которые каждый гонщик обязан проехать. Исключение составляет только Гран-при Монако, протяженность которого — всего 260 км. Кроме того, существует ограничение и по общему количеству времени.
Гонка не имеет права длиться больше двух часов. То есть, если пилоты превысят этот лимит, а еще ни один из них не проедет финальный круг, то круг, на котором находятся пилоты-лидеры, будет объявлен финальным, и гонка завершится с текущей расстановкой болидов.
В обязательном порядке за время Гран-при гонщики заезжают на пит-стоп — здесь заменяется гоночная резина, могут изменяться настройки машин, а иногда даже производится замена некоторых деталей болида.
Количество пит-стопов определяет стратегия команды, а также непредвиденные факторы (резкие изменения погоды, аварии и т. д.). Справедливости ради необходимо отметить, что грамотная стратегия количества и качества пит-стопов зачастую становится ключевым фактором успеха гонщика и всей команды на трассе.
Для получения очков в гонках пилотам и командам необходимо финишировать в зачетной зоне. В отличие от многих видов спорта, в «Формуле-1» зачетная зона растянулась аж на 10 позиций. Порядок начисления очков таков (от первого места к десятому): 25—18—15—12—10-8-6-4-2-1.
Первым знакомством пилотов с трассой становятся так называемые сессии свободных заездов. Их регламент таков: два заезда длительностью в полтора часа в пятницу. Здесь никаких зачетов и очков ни пилоты, ни команды не получают, а просто «обкатываются» болиды, делаются ключевые настройки «под трек» и т. д. Третий свободный заезд продолжительностью в один час проводится в субботу непосредственно перед квалификацией.
Квалификацию считают основным этапом на пути к победе в Гран-при. На протяжении 45 минут пилоты стараются сделать все, чтобы проехать гоночный круг как можно быстрее, ведь самый быстрый пилот стартует с первой позиции на самой гонке.
Интересно, что первые десять машин, показавшие лучшие результаты, подвергаются «консервации». То есть они отправляются в закрытый парк, где остаются вплоть до начала гоночного заезда. В их настройках ничего нельзя менять. Запрет распространяется на резину, настройки болида, двигатели, трансмиссии и т. д. Бывают случаи, когда инспекторы FIA (Международной автомобильной федерации) позволяли сделать минимальные изменения, необходимость которых была оправдана риском для жизни пилотов. Непосредственно гонка проводится в воскресенье. Время старта немного различается в разных уголках мира — все сделано для того, чтобы болельщикам не нужно было слишком рано просыпаться, чтобы стать свидетелями прямой трансляции. Так, в Европе Гран-при начинается в 14:00, а в Азии и Австралии — несколько позже.
Общая протяженность гонки составляет порядка 305 км. Исходя из этой цифры, устанавливается количество кругов, которые каждый гонщик обязан проехать. Исключение составляет только Гран-при Монако, протяженность которого — всего 260 км. Кроме того, существует ограничение и по общему количеству времени.
Гонка не имеет права длиться больше двух часов. То есть, если пилоты превысят этот лимит, а еще ни один из них не проедет финальный круг, то круг, на котором находятся пилоты-лидеры, будет объявлен финальным, и гонка завершится с текущей расстановкой болидов.
В обязательном порядке за время Гран-при гонщики заезжают на пит-стоп — здесь заменяется гоночная резина, могут изменяться настройки машин, а иногда даже производится замена некоторых деталей болида.
Количество пит-стопов определяет стратегия команды, а также непредвиденные факторы (резкие изменения погоды, аварии и т. д.). Справедливости ради необходимо отметить, что грамотная стратегия количества и качества пит-стопов зачастую становится ключевым фактором успеха гонщика и всей команды на трассе.