Тормозная система автомобиля относится к системам жизнеобеспечения и ее состоянию необходимо уделять повышенное внимание. Хотя замена задних тормозных колодок ВАЗ и плановая операция, желательно взять себе за правило и, скажем при любой замене масла, уделять внимание состоянию тормозной системы. Так как основная масса автомобильных двигателей требует замены масла через десять тысяч км, то одновременная проверка тормозов будет служить гарантией исправного пробега автомобиля до следующей замены масла.
Подобная проверка достаточно эффективна и занимает буквально час времени, если вы даже не имеет определенных навыков. В нее входит визуальная проверка состояния тормозных шлангов, наличия подтекания тормозной жидкости и проверка ее уровня в тормозном бачке/бачках. Следующим шагом будет проверка состояния накладок тормозных колодок и их замена при необходимости. Износ колодок во многом зависит от технического состояния автомобиля и стиля вождения.
Большинство современных автомобилей имеют комбинированную тормозную систему, где на передней оси смонтированы дисковые тормозные механизмы, а задняя ось оснащается барабанными тормозами.
Дисковые тормозные механизмы на порядок эффективнее, но зато чаще требуют замены. Этому необходимо уделять особенное внимание, и если машина не оснащена индикаторами износа колодок, то чаще производить их визуальный контроль. Не замененные вовремя передние тормозные колодки, способны достаточно быстро вывести из строя тормозной диск, что приведет к серьезным финансовым затратам. Помимо этого падает эффективность тормозной системы и происходит ускоренный износ тормозных колодок.
Задние колодки изнашиваются на порядок меньше и срок службы их достаточно продолжителен. Тем не менее, нет ничего вечного, и замена задних тормозных колодок такая же периодически выполняемая процедура.
Для выполнения этой операции, автомобиль ставим на скорость (не на ручник, иначе он сблокирует задние тормозные барабаны) и под колеса ставим надежные упоры. Ослабляем колесные болты/гайки и затем поднимаем автомобиль домкратом.
Подняв домкрат, ставим обязательно страховочную стойку под порог кузова, на случай срыва домкрата. Если ничего подходящего «под рукой» нет, то можно поставить канистру для бензина, поставив ее на ребро.
Затем можно поставить что-либо под пятую точку (так гораздо удобнее выполнять работу) и можно отдавать крепление тормозного барабана. Это могут быть шпильки, как в нашем случае с ВАЗ, внутренние болты или центральная гайка( в основном у переднеприводных авто) в зависимости от модели автомобиля.
В большинстве случаев, как показывает практика, барабан достаточно плотно сидит на своем месте и не всегда сразу удается его демонтировать. Для этих целей необходимо ослабить натяжку ручника, чтобы снять преднатяг колодок, что обычно помогает и барабан удается снять без проблем.
Если же не помогает этот вариант, то на заднеприводных автомобилях, запустите двигатель, включите вторую передачу и отпустите сцепление. Несколько раскрутив двигатель, резко нажмите на тормоз, что обычно заканчивается срывом тормозного барабана. При необходимости повторите эту операцию несколько раз. Если рядом присутствуют сочувствующие в ремонте, то попросите их отойти подальше от тормозного барабана, во избежание возможных последствий срыва.
Когда не помогает и этот (обычно 100%) вариант, то придется подстелив под машину кусок картона или материи лечь с внутренней стороны барабана и через деревянную проставку , желательно тяжелым молотком, сбить тормозной барабан, проворачивая его каждый раз после удара. Не забывайте при этом, что это все же ваш автомобиль и проявите при ударах максимум аккуратности, чтобы не отбить куски барабана. Обычно подобный метод снятия всегда дает положительный результат.
Сняв, наконец, тормозной барабан, приступайте к демонтажу тормозных колодок. Обычно замена задних колодок вызывает у владельцев неприятные ассоциации после «сексуального контакта» с тормозным барабаном и особенно верхней стяжной пружиной.
Тормозные колодки стянуты двумя пружинами, где верхняя, стоящая под рабочим тормозным цилиндром, выполнена из толстой проволоки более мощная, и нижняя страховочная , имеющая небольшое усилие на стягивание.
Обычно со снятием и особенно постановкой на место верхней мощной пружины у большинства автолюбителей, когда выполняется замена тормозных колодок возникают серьезные проблемы. Для этой цели вытачивают различные острые предметы или используют отвертки, шило, напильники и им подобные «приспособы», чтобы снять и установить пружину.
Вся хитрость заключается в том, что эту пружину вообще не надо снимать. Отдав крепление одной из колодок к тормозному щиту, снимите нижнюю пружину и просто сдвиньте освободившуюся колодку с тормозного цилиндра. Пружина так и останется висеть на колодках. Затем отдаете крепление второй колодки и снимаете их, предварительно сняв привод ручного тормоза с одной из колодок.
Очистив тормозной щит от пыли и возможно грязи (неплохо и промыть щит) ставите новые тормозные колодки. Для этого повторяете все в обратном порядке. Верхнюю пружину сразу в руках одеваете на обе колодки (как на фото, где показано снятие, что собственно идентично) и одну из колодок закрепляете на тормозном щите. Затем вставив в вырез закрепленной колодки распорную планку, начинаете заводить на свое место вторую колодку, уперев ее носиком в торец тормозного цилиндра.
При этом низ колодки приходится приподнимать вверх, чтобы увеличить расстояние между колодками. Это необходимо для того, чтобы второй конец распорной планки зашел в вырез колодки, которую вы пытаетесь поставить на щит. Здесь придется применить немного усилия, чтобы максимально развести тормозные колодки, преодолевая усилие пружины, как только распорная планка войдет в вырез второй колодки, ставите ее на место и закрепляете. Устанавливаете нижнюю пружину и все готово.
Ставите на место тормозной барабан и собираете все в обратном порядке. Если барабан не хочет садиться на колодки, то если до этого вы не отпускали трос ручника, то придется это сделать, иначе вы рискуете вообще не поставить тормозной барабан на место. Поставив барабан и собрав весь узел до конца, не забудьте вновь восстановить регулировку ручного тормоза, он должен срабатывать на 3-4 щелчка.
Удачи!
Подобная проверка достаточно эффективна и занимает буквально час времени, если вы даже не имеет определенных навыков. В нее входит визуальная проверка состояния тормозных шлангов, наличия подтекания тормозной жидкости и проверка ее уровня в тормозном бачке/бачках. Следующим шагом будет проверка состояния накладок тормозных колодок и их замена при необходимости. Износ колодок во многом зависит от технического состояния автомобиля и стиля вождения.
Большинство современных автомобилей имеют комбинированную тормозную систему, где на передней оси смонтированы дисковые тормозные механизмы, а задняя ось оснащается барабанными тормозами.
Дисковые тормозные механизмы на порядок эффективнее, но зато чаще требуют замены. Этому необходимо уделять особенное внимание, и если машина не оснащена индикаторами износа колодок, то чаще производить их визуальный контроль. Не замененные вовремя передние тормозные колодки, способны достаточно быстро вывести из строя тормозной диск, что приведет к серьезным финансовым затратам. Помимо этого падает эффективность тормозной системы и происходит ускоренный износ тормозных колодок.
Задние колодки изнашиваются на порядок меньше и срок службы их достаточно продолжителен. Тем не менее, нет ничего вечного, и замена задних тормозных колодок такая же периодически выполняемая процедура.
Для выполнения этой операции, автомобиль ставим на скорость (не на ручник, иначе он сблокирует задние тормозные барабаны) и под колеса ставим надежные упоры. Ослабляем колесные болты/гайки и затем поднимаем автомобиль домкратом.
Подняв домкрат, ставим обязательно страховочную стойку под порог кузова, на случай срыва домкрата. Если ничего подходящего «под рукой» нет, то можно поставить канистру для бензина, поставив ее на ребро.
Затем можно поставить что-либо под пятую точку (так гораздо удобнее выполнять работу) и можно отдавать крепление тормозного барабана. Это могут быть шпильки, как в нашем случае с ВАЗ, внутренние болты или центральная гайка( в основном у переднеприводных авто) в зависимости от модели автомобиля.
В большинстве случаев, как показывает практика, барабан достаточно плотно сидит на своем месте и не всегда сразу удается его демонтировать. Для этих целей необходимо ослабить натяжку ручника, чтобы снять преднатяг колодок, что обычно помогает и барабан удается снять без проблем.
Если же не помогает этот вариант, то на заднеприводных автомобилях, запустите двигатель, включите вторую передачу и отпустите сцепление. Несколько раскрутив двигатель, резко нажмите на тормоз, что обычно заканчивается срывом тормозного барабана. При необходимости повторите эту операцию несколько раз. Если рядом присутствуют сочувствующие в ремонте, то попросите их отойти подальше от тормозного барабана, во избежание возможных последствий срыва.
Когда не помогает и этот (обычно 100%) вариант, то придется подстелив под машину кусок картона или материи лечь с внутренней стороны барабана и через деревянную проставку , желательно тяжелым молотком, сбить тормозной барабан, проворачивая его каждый раз после удара. Не забывайте при этом, что это все же ваш автомобиль и проявите при ударах максимум аккуратности, чтобы не отбить куски барабана. Обычно подобный метод снятия всегда дает положительный результат.
Сняв, наконец, тормозной барабан, приступайте к демонтажу тормозных колодок. Обычно замена задних колодок вызывает у владельцев неприятные ассоциации после «сексуального контакта» с тормозным барабаном и особенно верхней стяжной пружиной.
Тормозные колодки стянуты двумя пружинами, где верхняя, стоящая под рабочим тормозным цилиндром, выполнена из толстой проволоки более мощная, и нижняя страховочная , имеющая небольшое усилие на стягивание.
Обычно со снятием и особенно постановкой на место верхней мощной пружины у большинства автолюбителей, когда выполняется замена тормозных колодок возникают серьезные проблемы. Для этой цели вытачивают различные острые предметы или используют отвертки, шило, напильники и им подобные «приспособы», чтобы снять и установить пружину.
Вся хитрость заключается в том, что эту пружину вообще не надо снимать. Отдав крепление одной из колодок к тормозному щиту, снимите нижнюю пружину и просто сдвиньте освободившуюся колодку с тормозного цилиндра. Пружина так и останется висеть на колодках. Затем отдаете крепление второй колодки и снимаете их, предварительно сняв привод ручного тормоза с одной из колодок.
Очистив тормозной щит от пыли и возможно грязи (неплохо и промыть щит) ставите новые тормозные колодки. Для этого повторяете все в обратном порядке. Верхнюю пружину сразу в руках одеваете на обе колодки (как на фото, где показано снятие, что собственно идентично) и одну из колодок закрепляете на тормозном щите. Затем вставив в вырез закрепленной колодки распорную планку, начинаете заводить на свое место вторую колодку, уперев ее носиком в торец тормозного цилиндра.
При этом низ колодки приходится приподнимать вверх, чтобы увеличить расстояние между колодками. Это необходимо для того, чтобы второй конец распорной планки зашел в вырез колодки, которую вы пытаетесь поставить на щит. Здесь придется применить немного усилия, чтобы максимально развести тормозные колодки, преодолевая усилие пружины, как только распорная планка войдет в вырез второй колодки, ставите ее на место и закрепляете. Устанавливаете нижнюю пружину и все готово.
Ставите на место тормозной барабан и собираете все в обратном порядке. Если барабан не хочет садиться на колодки, то если до этого вы не отпускали трос ручника, то придется это сделать, иначе вы рискуете вообще не поставить тормозной барабан на место. Поставив барабан и собрав весь узел до конца, не забудьте вновь восстановить регулировку ручного тормоза, он должен срабатывать на 3-4 щелчка.
Удачи!