RSS
» » Ремонт стартера своими руками

Ремонт стартера своими руками

Ремонт стартера своими рукамиНесмотря на то, что стартер достаточно сложное устройство, его ремонт, тем не менее, доступен большинству автолюбителей.

В любом случае ремонт стартера своими руками вам обойдется гораздо дешевле, а зачастую и не будет стоить ничего, чем скажем замена стартера, который сегодня стоит приличные деньги.

Принцип работы стартера


Для начала необходимо освежить в памяти принцип работы автомобильного стартера. Стартер – это, по сути, электродвигатель кратковременного действия, так как исправный двигатель запускается буквально за несколько секунд и поэтому стартер не рассчитан на долговременную работу.

В этом кроется причина большинства отказов, а иногда и требуется замена стартера. Неисправный двигатель или запускается с трудом или не запускается вообще, а владелец продолжает, тем не менее, его «пытать», надеясь, что двигатель все же запустится.

Стартер в этот момент продолжительного запуска испытывает просто колоссальные нагрузки, особенно если это происходит в условиях низких температур, когда замерзшее масло делает затруднительным проворачивание двигателя.

Что же происходит с самим стартером? Стартер в момент запуска берет на себя токовую нагрузку до 450А, что сравнимо со сварочным током и не может не оставить следов своего присутствия. Когда стартер запускает двигатель от прикосновения ключа, то последствия для стартера практически незначительны.

При длительном же запуске сила тока такова, что массивные медные силовые контакты тягового реле стартера (куда подсоединяется прямой плюс от аккумулятора и 2-й провод идущий на электродвигатель стартера) могут основательно подгореть. Ремонт стартера в подобной ситуации просто неизбежен.

Если к тому же где – то в цепи есть плохой контакт, то силовые контакты испытывают большую точечную нагрузку при прохождении тока и на них появляются оплавленные точки, напоминающие небольшие шарики разлетающиеся при сварке от электрода.

Когда же стартер испытывает подобные нагрузки постоянно, то контакты выгорают до такой степени, что перестают пропускать напряжение и стартер перестает работать.

Помимо этого большая величина тока, при его длительном воздействии на обмотки ротора и статора стартера может привести в итоге к перегреву бакелита, которым пропитаны обмотки и вызвать межвитковое замыкание в них.

Увеличить нагрузку на стартер при его работе могут и подношенные втулки стартера, иногда износ достигает такой степени, что ротор начинает задевать за обмотку стотора. Это во первых тормозит вращение ротора, а во-вторых механически повреждает изоляцию статорной обмотки.

При плохом контакте на щеточном узле, где щетки крепятся механически на болтах (на некоторых типах стартеров, щетки припаяны на заводе и требуется их распаивать при замене) щетки начинают интенсивно подгорать, что сказывается на некачественном их контакте с коллектором ротора и ограниченным сроком службы. Иногда бывает поломка пружин, которыми щетки нажимаются на коллектор, что также ухудшает работу стартера и сокращает срок его службы.

Способы восстановления поврежденных деталей стартера.


Ремонт стартера своими рукамиТяговое реле стартера (разборное):

- Тяговое реле разбирается и болты – контакты при их подгорании, либо заменяются новыми, либо притираются на притирочном камне. Если наблюдается глубокая (выгоревшая) ступенька, то болт можно перевернуть на 180 градусов и собрать тяговое реле. Силовые болты с изношенной резьбой однозначно заменяются, иначе не будет надежного контакта.

Ремонт стартера своими руками- Внутренний пятак реле, который замыкает эти болты для прохождения тока при включении, также подгорает. Его необходимо обработать от следов токовой нагрузки, что можно сделать плоским надфилем или «мягким» напильником.

Неразборное тяговое реле стартера подлежит замене, так как его развальцовка получается далеко не у всех и при сборке не удается его качественно собрать, что сводит на нет такой ремонт стартера своими руками.

- Вывод «плюс» на тяговом реле установлен для провода идущего от замка зажигания и через него подается напряжение питания на тяговое реле стартера при его запуске. Здесь должен быть восстановлен надежный контакт между клеммами.

Ремонт стартера своими руками
Щеточный узел:


- Щетки заменяются новыми.
- Заменяются лопнувшие пружины щеток.

Ротор стартера (подвижная часть):


- Зачищается коллектор ротора в месте контакта его со щетками
- Тормозное кольцо ротора (пластмассовое кольцо с двумя выступами, вставляется в крышку щеточного узла) если оно лопнуло, либо склеивают либо заменяют. Обычно оно получает трещину из-за большого свободного хода статора, его необходимо отрегулировать (данные по каждому стартеру есть в аннотации к авто).

Втулки стартера:


- Заменяются втулки с последующей разверткой до 12,015±0,03 мм, а в идеале развертка подбирается под размер вала ротора. Вал ротора также изнашиваеся и если не промерев его развернуть втулки на 12 мм, то может оказаться, что вал будет иметь зазор по втулке. Поэтому промеряется вал и затем по этому размеру подбирается развертка или используется раздвижная (шариковая) развертка.

3.У стартера СТ-221, чтобы заменить втулку со стороны коллектора, предварительно извлеките заглушку, а после запрессовки втулки установите заглушку на место и раскерните в трех точках.

4. Проверьте надежность крепления щеткодержателей на крышке со стороны коллектора. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с массой. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, замените новыми, предварительно проверив легкость их перемещения в пазах щеткодержателя.

Ремонт стартера своими рукамиБендекс стартера (привод, входящий в зацепление с маховиком двигателя):

- Для его проверки звездочка бендекса зажимается в тиски через мягкий металл и муфту пытаются провернуть, если это удается, то бендекс подлежит замене. Муфта (стальное навальцованное кольцо) должна легко проворачиваться в одну сторону и не двигаться в противоположенную.

Отреставрированные детали стартера ставятся на место, и собранный стартер проверяют на работоспособность до постановки на автомобиль.

Как видим, ремонт стартера своими руками, не так страшен даже для не специалиста, как кажется на первый взгляд. Собственно ремонт стартеров и генераторов на все виды иномарок, если не требуется замена ротора или статора, вполне по силам любому автолюбителю.

Оставляйте отзывы о статье и называйте темы, которые вам интересны и вы бы хотели увидеть их на страницах нашего сайта. Также любые возникшие вопросы задавайте в комментариях, мы ответим на все.

PS: На сайте появился вопрос по производителям стартеров и редукторным стартерам, поэтому даем перечень производителей стартеров для легковых авто и помещаем их фото и будем готовить отдельную статью про редукторный стартер.

Производители автомобильлных стартеров:КЗАТЭ (Самара), АТЭ-3 (Ржев, Тверская обл.), БАТЭ (Борисов, Минская обл.), ЭМЗ (Херсон), ДИНАМО Болгария.
Стартеры для "Самары": а - 29.3708-01 (КЗАТЭ); б - 426.3708 (БАТЭ).

Ремонт стартера своими руками


Вернуться
Оставить комментарий
<
ваз 2108чем отличаются стартера,редкторный и без?производители БАТЭ АТ linox DYNAMO др. кто они?
<
sergey
Александр, спасибо за посещение нашего ресурса и Ваш вопрос.
Отвечаю по производителям стартеров, это : КЗАТЭ (Самара), АТЭ-3 (Ржев, Тверская обл.), БАТЭ (Борисов, Минская обл.), ЭМЗ (Херсон), ДИНАМО Болгария.
Стартеры для "Самары": а - 29.3708-01 (КЗАТЭ); б - 426.3708 (БАТЭ).

Редукторный стартер отличается от обычного , наличием шестереночного понижающего редуктора планетарного типа , в несколько раз увеличивающего крутящий момент и дающий возможность значительно уменьшить габариты самого стартера .

Заместо якорных полюсов в статоре такого стартера применены мощные постоянные магниты, что позволило сократить массу стартера на 30-50%.
Для наглядлности помещаю фото планетарного редуктора в статью.

--------------------
<
Здравствуйте.
Вы молодцы! Хорошо объясняете. Почти всё понятно.
Хорошо бы дополнить ещё о проводах. У меня плетёный провод с тягового на сам стартер износился. Осталось половина сечения. Достаточно ли половины сечения? Возможно ли его заменить на просто медную жилу? Если паять, нужны ли специальные припои? Как паять? По подробнее о пайке проводов. Такой нужной информации я не нашёл. Ещё бы хотелось получить информацию о смазке деталей стартера и тягового. После этих добавлений вы будите лидером этой темы.
Спасибо.
<
sergey
Виталий доброго времени суток! Спасибо за посещение нашего сайта и за вопрос! Насчет медной жилы, то ее пайку лучше доверить профессионалам, так как в точке контакта большая сила тока и плохой пропай будет увеличивать сопротивление и излишний нагрев.
При ремонте и профилактике стартера смазываются легким слоем внутренние спиральные шлицы бендекса , для его легкого скольжения .
При замене втулок якоря , если они из металлокерамики, то их нужно на 10-15 минут опустить в моторное масло. Керамика пористая и напитается маслом ,которого хватит на весь срок эксплуатации.
С уважением Сергей.

--------------------