
Дословно переводится словосочетание common rail как общая рейка. По сути это своеобразный накопитель дизельного топлива, в который дизельное топливо попадает перед тем, как поступить к форсункам, которые уже непосредственно впрыскивают его в цилиндры двигателя.
Система «Коммон-рейл» отличается от систем, которые создают высокое давление только в момент впрыска топлива тем, что постоянно поддерживает в топливной рейке необходимое давление.
Это дает возможность гибкой регулировки объема горючей смеси и времени впрыска. Это в свою очередь позволяет увеличить мощность двигателя за счет скорости и частоты действия форсунок с одной стороны, и с другой – уменьшить расход топлива (подача строго дозированного количества и лишь тогда, когда это необходимо), количество вредных выбросов и уровень шума двигателя.
В топливную рейку топливо нагнетается насосом высокого давления, работающего теперь равномерно и непрерывно. Его работа в этой системе не имеет привязки к фазам вращения вала двигателя, как происходит в традиционных насосах ТНВД.
Топливо из накопителя, находясь под давлением, впрыскивается в цилиндры двигателя по магистралям подачи равной длины. За работой форсунок следит электромагнитный клапан, который управляет моментом впрыска, в более новейших системах стоит пьезоэлектрический клапан, как например в «Мерседес-Бенц».
В свою очередь сигнал на открытие и закрытие клапанов поступает из блока управления двигателем. Система common rail легко интегрируется в электронную схему машины и начинает «вести диалог» с различными агрегатами и узлами, скажем кондиционером или АКПП.
Блок управления получает различную информацию от множества датчиков: давление в «рейле», угле поворота коленчатого вала, скорости автомобиля, положения педали газа и другую информацию.
После обработки полученной информации, блок управления рассчитывает необходимое давление топлива, объем смеси и момент впрыска, и затем дает команду насосу и форсункам.
При этом каждая работает независимо и производит впрыск именно необходимого в этот момент топлива и ровно просчитанное его количество.
Выпуском и производством необходимых компонентов для системы «Сommon rail» занимаются в Германии «Бош» и «Сименс», в Японии «Денсо» и в Америке «Делфай». Система собирается из отдельных модулей и легко встраивается в практически любой дизельный силовой агрегат с непосредственным впрыском топлива.
Система выгодно снижает вибрации и в ней отсутствует характерное «тракторное» тарахтение, к тому же на низких оборотах дизель common rail обеспечивает полное сгорание топлива. Это дает возможность установки их под капоты, недоступных ранее машин премиум -класса.
Однако система «Коммон-рейл», как любой сложный механизм дорог в производстве и к тому же дизель common rail достаточно капризен. Это в основном относится к нашему топливу, вернее его качеству. Датчики могут « не оценить» отечественную «соляру», особенно это относится к российской глубинке, и хозяин может попасть на дорогостоящий ремонт.
Все же тихая работа двигателя, мощный подхват на любых его оборотах, безусловно common rail стоит дополнительных затрат, главное выбрать надежную заправочную станцию.