При работе любого двигателя происходит сгорание топлива и выделение газов , являющихся продуктами его сгорания. Для отвода выхлопных газов от двигателя за пределы кузова автомобиля используют систему труб и специальных емкостей, которые в целом и составляют глушитель.
Устройство глушителя автомобиля
Глушитель , это слишком общее название для системы отвода выхлопных газов. Система состоит из следующих элементов:
• Выпускной коллектор
• Приемная труба
• Катализатор дожига выхлопных газов
• Резонатор
• Глушитель
Каждому из этих элементов отводится своя роль и в целом они выполняют работу по нейтрализации вредных выбросов и гашения шума отработавших газов.
Всем видимо не раз приходилось на практике сталкиваться с ситуацией, когда прогорает какой – либо из элементов системы выпуска. Это невозможно не услышать , так как резко меняется тихий звук работы мотора на неприятное «рычание».
Чем больше прогорает глушитель, тем громче звук выхлопа. Если же вообще убрать глушитель, то звук вашего мотора способен разбудить всех жителей окрестных домов. Это связано с тем , что сгоревшие газы под большим давлением вырываются наружу и создают звуковые колебания воздуха в несколько сотен децибел.
Задача глушителя помимо снижения звука выхлопа ,еще и не создать значительного сопротивления выходу выхлопных газов ,иначе это отразится на продувке и наполнении цилиндров , а стало быть неполному сгоранию и потере мощности.
Каким же образом звуковые волны гасятся в глушителе?
Слышимый нами шум , это акустические волны, несущие в себе энергию. Задача глушителя заключается в том, чтобы энергию колебаний воздуха перевести в тепловую энергию.
Для того, чтобы провести это преобразование энергии существует несколько типов устройства глушителей автомобиля, которые можно поделить на четыре группы: ограничители, резонаторы, отражатели и поглотители.
Ограничители
Один из простейших преобразователей энергии колебаний. В корпусе глушителя входящая труба заметно сужается, создавая акустическое сопротивление , а сразу за сужением большой объем емкости корпуса глушителя. Продавливаясь через сопротивление на сужении трубы , звуковые колебания на выходе сглаживаются объемом. Энергия начинает рассеиваться в в дросселе, нагревая газ. Получается, что чем меньше отверстие (дроссель) тем больше сопротивление, а стало быть более эффективное сглаживание. Однако это создает серьезное сопротивление потоку и как глушитель , это неподходящий вариант. Хотя как предварительный глушитель – весьма распространенная конструкция.
Резонаторы

В глушителях резонаторного типа применяют замкнутые пространства , расположенные рядом с трубой и соединенные с ней несколькими рядами отверстий. Зачастую в одном корпусе выполняется два разных по объему отделения , разделяемых глухой переборкой.
Получается, что каждое из отверстий в глухой полости представляет собой резонатор, который возбуждает колебания собственной частоты. Резонансная частота резко гасится благодаря изменению условий ее распространения вследствие трения частиц выхлопного газа в отверстии. Подобные устройства глушителя автомобиля эффективно гасят низкие частоты и применяются в основном как предварительные , стоящие первыми в системе выпуска. Они не оказывают сопротивление потоку в большой степени ,та к как не уменьшаю сечение.
Отражатели
В корпусе глушителя помещается несколько пар акустических зеркал, от которых отражаются звуковые волны. Если сделать своеобразный лабиринт из подобных зеркал, то в итоге рассеется вся энергия звуковых колебаний и на выходе будет лишь чуть слышимый звук.
Подобным образом устроен пистолетный глушитель. Это уже более совершенная конструкция глушителя, хотя она и создает определенное сопротивление выхлопным газам. В основном нашла применение в стандартных системах как оконечный глушитель.
Поглотитель

Принцип действия такого глушителя основан на поглощении акустических колебаний каким –либо пористым материалом. Скажем направив звук в минвату, он вызовет колебания ее волокон и их трение друг о друга. Произойдет преобразование звуковых колебаний в тепло.
Применение поглотителей позволяет выполнить устройство глушителя автомобиляне уменьшая сечения трубопровода, просто окружив трубу с просверленными в ней отверстиями слоем поглотителя. Сопротивление потоку в таком глушителе будет минимальным, но и снижение шума будет также минимальным.
Поэтому в заводских глушителях применяют в основном комбинированные системы, добиваясь существенного снижения шума при минимальном сопротивлении потоку.
Устройство глушителя автомобиля
Глушитель , это слишком общее название для системы отвода выхлопных газов. Система состоит из следующих элементов:
• Выпускной коллектор
• Приемная труба
• Катализатор дожига выхлопных газов
• Резонатор
• Глушитель
Каждому из этих элементов отводится своя роль и в целом они выполняют работу по нейтрализации вредных выбросов и гашения шума отработавших газов.
Всем видимо не раз приходилось на практике сталкиваться с ситуацией, когда прогорает какой – либо из элементов системы выпуска. Это невозможно не услышать , так как резко меняется тихий звук работы мотора на неприятное «рычание».
Чем больше прогорает глушитель, тем громче звук выхлопа. Если же вообще убрать глушитель, то звук вашего мотора способен разбудить всех жителей окрестных домов. Это связано с тем , что сгоревшие газы под большим давлением вырываются наружу и создают звуковые колебания воздуха в несколько сотен децибел.
Задача глушителя помимо снижения звука выхлопа ,еще и не создать значительного сопротивления выходу выхлопных газов ,иначе это отразится на продувке и наполнении цилиндров , а стало быть неполному сгоранию и потере мощности.
Каким же образом звуковые волны гасятся в глушителе?
Слышимый нами шум , это акустические волны, несущие в себе энергию. Задача глушителя заключается в том, чтобы энергию колебаний воздуха перевести в тепловую энергию.
Для того, чтобы провести это преобразование энергии существует несколько типов устройства глушителей автомобиля, которые можно поделить на четыре группы: ограничители, резонаторы, отражатели и поглотители.
Ограничители
Один из простейших преобразователей энергии колебаний. В корпусе глушителя входящая труба заметно сужается, создавая акустическое сопротивление , а сразу за сужением большой объем емкости корпуса глушителя. Продавливаясь через сопротивление на сужении трубы , звуковые колебания на выходе сглаживаются объемом. Энергия начинает рассеиваться в в дросселе, нагревая газ. Получается, что чем меньше отверстие (дроссель) тем больше сопротивление, а стало быть более эффективное сглаживание. Однако это создает серьезное сопротивление потоку и как глушитель , это неподходящий вариант. Хотя как предварительный глушитель – весьма распространенная конструкция.
Резонаторы

В глушителях резонаторного типа применяют замкнутые пространства , расположенные рядом с трубой и соединенные с ней несколькими рядами отверстий. Зачастую в одном корпусе выполняется два разных по объему отделения , разделяемых глухой переборкой.
Получается, что каждое из отверстий в глухой полости представляет собой резонатор, который возбуждает колебания собственной частоты. Резонансная частота резко гасится благодаря изменению условий ее распространения вследствие трения частиц выхлопного газа в отверстии. Подобные устройства глушителя автомобиля эффективно гасят низкие частоты и применяются в основном как предварительные , стоящие первыми в системе выпуска. Они не оказывают сопротивление потоку в большой степени ,та к как не уменьшаю сечение.
Отражатели
В корпусе глушителя помещается несколько пар акустических зеркал, от которых отражаются звуковые волны. Если сделать своеобразный лабиринт из подобных зеркал, то в итоге рассеется вся энергия звуковых колебаний и на выходе будет лишь чуть слышимый звук.
Подобным образом устроен пистолетный глушитель. Это уже более совершенная конструкция глушителя, хотя она и создает определенное сопротивление выхлопным газам. В основном нашла применение в стандартных системах как оконечный глушитель.
Поглотитель

Принцип действия такого глушителя основан на поглощении акустических колебаний каким –либо пористым материалом. Скажем направив звук в минвату, он вызовет колебания ее волокон и их трение друг о друга. Произойдет преобразование звуковых колебаний в тепло.
Применение поглотителей позволяет выполнить устройство глушителя автомобиляне уменьшая сечения трубопровода, просто окружив трубу с просверленными в ней отверстиями слоем поглотителя. Сопротивление потоку в таком глушителе будет минимальным, но и снижение шума будет также минимальным.
Поэтому в заводских глушителях применяют в основном комбинированные системы, добиваясь существенного снижения шума при минимальном сопротивлении потоку.