При выполнении такой операции, как замена первичного вала КПП или его подшипника, коробку передач необходимо снять с автомобиля. Разберем эту ситуацию на примере автомобиля ВАЗ классической модели.
Для снятия КПП необходима смотровая яма или подъемник. Поставив автомобиль на яму, сливаете масло с КПП, отдаете кардан, снимаете рабочий цилиндр сцепления; для удобства дальнейшего снятия КПП -снимаются и «штаны» выхлопной системы, отдается стартер, трос спидометра, провода на жабку заднего хода, освобождается из салона кулиса переключения. Затем отдаются все болты крепления коробки, и она готова к снятию. Отодвинув КПП от двигателя снимаете ее, следя за тем чтобы рычаг кулисы прошел в вырез кузова. Коробка очищается от грязи, моется и можно начинать разборку.
Замена первичного вала или его подшипника начинается со снятия кожуха сцепления с КПП. Перед этим есть смысл снять вилку выключения сцепления и выжимной подшипник, проверив их пригодность для дальнейшей эксплуатации. Вилка выключения не должна иметь трещин, приливы для установки на выжимной подшипник не должны быть сильно сношены и пружинная скоба под «солдатик» (стойка в кожухе, куда фиксируется вилка) должна быть целой. «Солдатик» не должен иметь следов износа шаровой части.
Отдаем кожух сцепления и сдвигаем его с места. Если он сидит слишком туго, то можно помочь легкими ударами деревянной киянки или молотка через проставку из дерева. Сняв кожух сцепления вместе с первичным валом КПП, извлекаем его из кожуха и приступаем к дефектовке вала.
Внутри первичного вала находится игольчатый подшипник, который необходимо вытащить и также отдефектовать. Если он вызывает подозрения по креплению иголок или на нем видны следы механического износа, он подлежит замене. Заодно проверяем резким кручением (ударив сбоку по обойме рукой) и выжимной подшипник и если он вращается легко и бесшумно, его можно оставить для дальнейшей работы.
Сам первичный вал не должен иметь следов забоев (ввиде вмятин по краям зубьев) или износа зубьев и шлицов. Если у вас нет необходимого съемника, что, скорее всего, то снять подшипник первичного вала можно воспользовавшись подставкой и применив для удара молоток и небольшую кувалду.
Подшипник оберните плотной тканью, чтобы не пораниться об осколки при ударе. Обернутый подшипник ставите на наковальню и через наставленный носик молотка ударяете по нему кувалдой. Обычно от нескольких резких ударов, подшипник лопается и можно удалить верхнюю обойму подшипника и сам сепаратор с шариками. Затем с помощью зубила резкими ударами сбиваете оставшуюся внутреннюю обойму подшипника.
Теперь необходимо внимательно осмотреть посадочную поверхность под подшипник на первичном валу, если имеются следы выработки, то придется заменить первичный вал КПП. Если вал находится в удовлетворительном состоянии, то ставим новый подшипник первичного вала. Для этого его необходимо нагреть и быстро опустить до упора на вал. Подшипник можно напрессовать и без нагрева, воспользовавшись подходящим отрезком трубы, ударяя только по внутренней обойме подшипника. На этом операция – по замене первичного вала – закончена, и можно собирать все в обратном порядке.
Небольшой совет, если вы уже сняли КПП, то следует уделить полчаса времени и снять корзину сцепления, чтобы просмотреть в каком состоянии находится диск сцепления, внутренний подшипник коленвала, куда входит первичный вал КПП и состояние заднего сальника двигателя. Устанавливая на место корзину сцепления после осмотра сцентрируйте диск сцепления с помощью оправки. Счастливого пути!
Для снятия КПП необходима смотровая яма или подъемник. Поставив автомобиль на яму, сливаете масло с КПП, отдаете кардан, снимаете рабочий цилиндр сцепления; для удобства дальнейшего снятия КПП -снимаются и «штаны» выхлопной системы, отдается стартер, трос спидометра, провода на жабку заднего хода, освобождается из салона кулиса переключения. Затем отдаются все болты крепления коробки, и она готова к снятию. Отодвинув КПП от двигателя снимаете ее, следя за тем чтобы рычаг кулисы прошел в вырез кузова. Коробка очищается от грязи, моется и можно начинать разборку.
Замена первичного вала или его подшипника начинается со снятия кожуха сцепления с КПП. Перед этим есть смысл снять вилку выключения сцепления и выжимной подшипник, проверив их пригодность для дальнейшей эксплуатации. Вилка выключения не должна иметь трещин, приливы для установки на выжимной подшипник не должны быть сильно сношены и пружинная скоба под «солдатик» (стойка в кожухе, куда фиксируется вилка) должна быть целой. «Солдатик» не должен иметь следов износа шаровой части.
Отдаем кожух сцепления и сдвигаем его с места. Если он сидит слишком туго, то можно помочь легкими ударами деревянной киянки или молотка через проставку из дерева. Сняв кожух сцепления вместе с первичным валом КПП, извлекаем его из кожуха и приступаем к дефектовке вала.
Внутри первичного вала находится игольчатый подшипник, который необходимо вытащить и также отдефектовать. Если он вызывает подозрения по креплению иголок или на нем видны следы механического износа, он подлежит замене. Заодно проверяем резким кручением (ударив сбоку по обойме рукой) и выжимной подшипник и если он вращается легко и бесшумно, его можно оставить для дальнейшей работы.
Сам первичный вал не должен иметь следов забоев (ввиде вмятин по краям зубьев) или износа зубьев и шлицов. Если у вас нет необходимого съемника, что, скорее всего, то снять подшипник первичного вала можно воспользовавшись подставкой и применив для удара молоток и небольшую кувалду.
Подшипник оберните плотной тканью, чтобы не пораниться об осколки при ударе. Обернутый подшипник ставите на наковальню и через наставленный носик молотка ударяете по нему кувалдой. Обычно от нескольких резких ударов, подшипник лопается и можно удалить верхнюю обойму подшипника и сам сепаратор с шариками. Затем с помощью зубила резкими ударами сбиваете оставшуюся внутреннюю обойму подшипника.
Теперь необходимо внимательно осмотреть посадочную поверхность под подшипник на первичном валу, если имеются следы выработки, то придется заменить первичный вал КПП. Если вал находится в удовлетворительном состоянии, то ставим новый подшипник первичного вала. Для этого его необходимо нагреть и быстро опустить до упора на вал. Подшипник можно напрессовать и без нагрева, воспользовавшись подходящим отрезком трубы, ударяя только по внутренней обойме подшипника. На этом операция – по замене первичного вала – закончена, и можно собирать все в обратном порядке.
Небольшой совет, если вы уже сняли КПП, то следует уделить полчаса времени и снять корзину сцепления, чтобы просмотреть в каком состоянии находится диск сцепления, внутренний подшипник коленвала, куда входит первичный вал КПП и состояние заднего сальника двигателя. Устанавливая на место корзину сцепления после осмотра сцентрируйте диск сцепления с помощью оправки. Счастливого пути!