RSS
» » Дефектовка шатунов

Дефектовка шатунов

При разборке двигателя и его дефектовке, шатунам должно отводиться особое внимание. Многие почему – то считают, что дефектовка шатунов вообще не нужна, они кованные и ничего с ними случиться не может. Это глубокое заблуждение и вышедший из строя шатун, по недосмотру при дефектовке двигателя, может привести к тяжелым последствиям, иногда с проламыванием блока цилиндров.

Шатуну отводится очень ответственная роль в цепочке передачи энергии горячего топлива, от поршня к коленчатому валу, где он испытывает при этом огромные нагрузки.

Верхняя головка шатуна

Особенно нагруженной является верхняя головка шатуна, где шатун посредством поршневого пальца соединяется с поршнем. Если соединение шатун- палец подвижное, то в верхнюю головку шатуна запрессовывается втулка (плавающий палец : ЗАЗ, Москвич, Волга).

Если же поршневой палец неподвижен в верхней головке шатуна, то втулка отсутствует (ВАЗ). Сборка таких шатунов производится с предварительным нагревом верхней головки шатуна с последующей быстрой установкой поршневого пальца, после чего соединение полностью неподвижно.

При дефектовке шатунов с плавающим пальцем обязательно проверяют посадку нового пальца во втулке шатуна и при выработке втулки ее заменяют. Шатуны, где соединение на горячую, при выработке верхней головки шатуна - заменяют.

Нижняя головка шатуна

При дефектовке шатунов нижняя головка проверяется индикатором на эллипсность, наиболее часто встречающийся дефект. Особенно это актуально при провороте вкладыша и эксплуатации автомобиля со стучащим шатуном, что часто ведет к выбраковке шатуна, а иногда и коленвала, из-за предельного аварийного износа шатунной шейки. Если выработка небольшая, то шатун подлежит ремонту.

Болты и гайки шатуна

Раскрывшийся в работе шатун может даже пробить блок цилиндров, поэтому при малейшем подозрении на качество резьбы болта или шатунной гайки, они подлежат обязательной замене. Затяжка соединения производится только с использованием динамометрического ключа.

Деформация шатуна

Обычно такой дефект вызван либо гидроударом, либо «встречей» поршней с клапанами при обрыве ремня, либо попаданием посторонних предметов в камеру сгорания. Шатуны однозначно подлежат замене.
Определить подобный дефект шатуна достаточно просто. При дефектовке шатунов их необходимо сложить стопкой друг на друга на верстаке и деформированный шатун сразу себя «покажет», так как не будет ложиться всей плоскостью на предыдущий. Проверить шатун можно и на поверочной плите, где его деформацию можно определить визуально.

Развесовка шатунов

При замене шатуна/шатунов, проверяется их разница в весе, которая не должна превышать между шатунами - для двигателей легковых авто и не более - 15г для грузовых.

Вернуться
Оставить комментарий