Гидроусилитель руля (ГУР) не только повышает безопасность движения, но и обеспечивает комфортность управления автомобилем. Даже в случае разрыва шины на переднем мосту гидроусилитель поможет водителю сохранить контроль над управлением автомобиля.
Появление гидроусилителя руля было связано с необходимостью снижения усилия на рулевом колесе, что особенно актуально для водителей тяжелых грузовиков. Первоначальная высокая стоимость и сложность самой конструкции не стали на пути распространения гидроусилителей и они быстро нашли широкое применение.
Помимо своей основной функции гидроусилители руля дают возможность уменьшить передаточное отношение в рулевом механизме, что уменьшает количество оборотов рулевого колеса между его крайними точками, заметно увеличивая маневренность.
К тому же гасятся удары, от неровностей дорожного полотна, передаваемые на руль, что заметно снижает утомляемость водителя особенно в дальних поездках.
Даже при выходе гидроусилителя из строя сохраняется возможность управления автомобилем.
Устройство гидро усилителя руля:
• Насос для обеспечения давления и циркуляции жидкости в системе. Привод насоса осуществляется посредством ремня от шкива коленчатого вала. Наиболее распространены пластинчатые насосы как имеющие больший КПД и менее склонные к износу;
• Гидроцилиндр, преобразующий давления жидкости в перемещение штока и поршня, которые через систему кинематики (набор рычагов) поворачивают колеса. Насос может монтироваться между элементами рулевого привода или встраивается в рулевой механизм;
• Распределитель, служит для направления (распределения) потока жидкости в необходимую полость гидроцилиндра, а при необходимости обратно в бачок. Когда подвижный элемент (золотник) перемещается поступательно – это осевой распределитель, когда вращается- роторный. Может устанавливаться на одном валу с рулевым механизмом, либо на элементах рулевого привода. Так как распределитель – это высокоточный (прецизионный) механизм, он крайне чувствителен к загрязнению масла;
• Соединительные шланги высокого давления;
• Жидкость для гидроусилителей (масло) смазывает все трущиеся пары и передает усилие насоса к гидроцилиндру. Жидкость заливается в бачок, где расположен щуп и фильтрующий элемент.
На многих современных автомобилях устанавливается электронный блок, который в зависимости от скорости движения производит корректировку работы гидроусилителя руля. Это способствует повышению безопасности движения на высоких скоростях.
Например, при наезде на препятствие (скажем камень или одиночный выступ дорожной плиты) оно оказывает воздействие на колеса управляемой оси, стараясь их повернуть, что крайне опасно на высокой скорости.
Колеса вынуждены повернуться и начав поворот, перемещают относительно золотника корпус распределителя, перекрывая тем самым сливную магистраль. В полость цилиндра под давлением подается масло, где поршень передает на колеса усилие в обратном направлении, не давая им возможности поворачивать дальше.
Если учитывать, что ход золотника всего порядка 1 мм, то машина практически не поменяет направление движения и водитель даже может этого не заметить.
Уход за системой:
• Периодический осмотр герметичности системы и устранение найденного подтекания сразу после обнаружения;
• Проверка уровня жидкости в бачке гидроусилителя руля;
• Проверка и регулировка натяжения приводного ремня;
• Один раз в 1-2 года ( в зависимости от эксплуатации) заменять масло и фильтр или производить замену при изменении цвета масла для гидроусилителя.
Совет: чтобы не вызвать перегрев масла не рекомендуется удерживать руль в любом крайнем положении более 5 секунд.
Не эксплуатировать автомобиль с неработающим насосом гидроусилителя руля длительное время, так как интенсивно изнашиваются детали рулевого механизма и самого распределителя, не рассчитанные на подобный режим.