Какие причины приводят к провороту вкладыша и каковы последствие этого для деталей двигателя. В частности, часто задаваемый вопрос – «нужна ли замена шатуна после проворота шатунного вкладыша?».
Вкладыш служит связующим звеном между шейкой коленчатого вала коренной или шатунной и либо постелью блока и коренной крышкой (бугелем), либо между крышкой и телом шатуна.
При провороте вкладыша учитывая температуру в аварийном узле и обороты коленчатого вала, выходят из строя в той или иной степени все перечисленные выше детали.
Помимо этого при провороте шатунного вкладыша увеличивается ход шатуна и происходит ударная нагрузка при перекладке поршней (проход поршня через верхнюю или нижнию мертвую точку), что может отразиться на состоянии поршня и его колец.
Шатун после проворота шатунного вкладыша должен быть проверен на эллипсность и если величина износа не предельно допустимая, то шатун подлежит реставрации в условиях завода.
Масло двигателя после проворота вкладыша также подлежит замене, так как в нем остались микрочастицы из аварийного узла и они, в дальнейшем попав в масляную магистраль, могут привести к тяжелым последствиям, если закупорят полностью или частично масляный канал.
Причины проворота вкладыша
Пока между вкладышем и шейкой коленчатого вала (коренная/шатунная) находится масляная пленка (масляный клин) соединение может работать много тысяч километров, без какого либо износа.
Для поддержания постоянного масляного клина необходимы следующие условия:
• Масло соответствующей вязкости и отвечающее спецификации завода
• Необходимый уровень масла в поддоне двигателя
• Масляный фильтр, также предписанный заводом
• Исправный масляный насос
Это основные условия , соблюдение которых будет гарантировать долгую и безаварийную работу двигателя.
Вязкостная характеристика является наиболее важной при выборе масла:
• более вязкое масло будет плохо продавливаться по масляным магистралям и это отразится на голодании масляного клина.
• Менее вязкое масло будет плохо удерживаться между шейкой и вкладышем, что также нарушит целостность масляного клина
В обоих случаях наступят условия полусухого трения, т.е. недостаточная толщина масляного клина позволит деталям какое –то время работать в прямой контакт. Это сразу скажется на износе поверхностного слоя вкладыша и поверхности шейки коленчатого вала и если не принимать никаких мер, то износ начнет интенсивно прогрессировать, вплоть до аварийного в паре трения, и как результат проворот вкладыша.
Масло помимо своих смазывающих «обязанностей» еще и выполняет функцию теплоотвода и бережет пары трения от перегрева.
Когда же масляный клин начинает голодать по описанным выше причинам и пара трения начнет работать в полусухом трении, это резко поднимет температуру в паре трения. Вкладыш от перегрева деформируется и выходит из зацепления замком из паза крышки, а так как пропадает его фиксация, то обороты коленчатого вала сдвигают его с места и он проворачивается, иногда попадая под второй вкладыш, что ведет к заклиниванию коленчатого вала и остановке двигателя.
Тоже самое может произойти, когда вкладыш начинает разрушаться и частицы его износа «забивают» отверстие подачи масла в канале коленчатого вала, что сразу ведет к масляному голоданию , перегреву и заклиниванию двигателя. Это может произойти и без проворота вкладыша.
Разжижение масла в поддоне и, следовательно, уменьшение его вязкости может произойти по причине попадания в масло либо бензина, либо дизельного топлива. Последствия будут те же, что и описаны выше.
Уровень масла
Для 100% отдачи масляного насоса уровень в картере двигателя должен всегда соответствовать норме.
Масляный насос
При износе масляного насоса , будет наблюдаться падение его производительности, что приведет опять же к голоданию масляного клина в парах трения двигателя.
Масляный фильтр
Несоответствующий масляный фильтр может не поддерживать заданного давления, либо не иметь вообще необходимого клапана , что также может отразиться на падении давления и выходу двигателя из строя. Здесь даже не берется в расчет, что масляный фильтр некачественно фильтрует масло, и частицы грязи могут, постепенно накапливаясь в масляном канале, привести к его зарастанию или закупориванию.
О внешних причинах , оказывающих влияние на характеристику вязкости масла будет отдельная статья.
Вкладыш служит связующим звеном между шейкой коленчатого вала коренной или шатунной и либо постелью блока и коренной крышкой (бугелем), либо между крышкой и телом шатуна.
При провороте вкладыша учитывая температуру в аварийном узле и обороты коленчатого вала, выходят из строя в той или иной степени все перечисленные выше детали.
Помимо этого при провороте шатунного вкладыша увеличивается ход шатуна и происходит ударная нагрузка при перекладке поршней (проход поршня через верхнюю или нижнию мертвую точку), что может отразиться на состоянии поршня и его колец.
Шатун после проворота шатунного вкладыша должен быть проверен на эллипсность и если величина износа не предельно допустимая, то шатун подлежит реставрации в условиях завода.
Масло двигателя после проворота вкладыша также подлежит замене, так как в нем остались микрочастицы из аварийного узла и они, в дальнейшем попав в масляную магистраль, могут привести к тяжелым последствиям, если закупорят полностью или частично масляный канал.
Причины проворота вкладыша
Пока между вкладышем и шейкой коленчатого вала (коренная/шатунная) находится масляная пленка (масляный клин) соединение может работать много тысяч километров, без какого либо износа.
Для поддержания постоянного масляного клина необходимы следующие условия:
• Масло соответствующей вязкости и отвечающее спецификации завода
• Необходимый уровень масла в поддоне двигателя
• Масляный фильтр, также предписанный заводом
• Исправный масляный насос
Это основные условия , соблюдение которых будет гарантировать долгую и безаварийную работу двигателя.
Вязкостная характеристика является наиболее важной при выборе масла:
• более вязкое масло будет плохо продавливаться по масляным магистралям и это отразится на голодании масляного клина.
• Менее вязкое масло будет плохо удерживаться между шейкой и вкладышем, что также нарушит целостность масляного клина
В обоих случаях наступят условия полусухого трения, т.е. недостаточная толщина масляного клина позволит деталям какое –то время работать в прямой контакт. Это сразу скажется на износе поверхностного слоя вкладыша и поверхности шейки коленчатого вала и если не принимать никаких мер, то износ начнет интенсивно прогрессировать, вплоть до аварийного в паре трения, и как результат проворот вкладыша.
Масло помимо своих смазывающих «обязанностей» еще и выполняет функцию теплоотвода и бережет пары трения от перегрева.
Когда же масляный клин начинает голодать по описанным выше причинам и пара трения начнет работать в полусухом трении, это резко поднимет температуру в паре трения. Вкладыш от перегрева деформируется и выходит из зацепления замком из паза крышки, а так как пропадает его фиксация, то обороты коленчатого вала сдвигают его с места и он проворачивается, иногда попадая под второй вкладыш, что ведет к заклиниванию коленчатого вала и остановке двигателя.
Тоже самое может произойти, когда вкладыш начинает разрушаться и частицы его износа «забивают» отверстие подачи масла в канале коленчатого вала, что сразу ведет к масляному голоданию , перегреву и заклиниванию двигателя. Это может произойти и без проворота вкладыша.
Разжижение масла в поддоне и, следовательно, уменьшение его вязкости может произойти по причине попадания в масло либо бензина, либо дизельного топлива. Последствия будут те же, что и описаны выше.
Уровень масла
Для 100% отдачи масляного насоса уровень в картере двигателя должен всегда соответствовать норме.
Масляный насос
При износе масляного насоса , будет наблюдаться падение его производительности, что приведет опять же к голоданию масляного клина в парах трения двигателя.
Масляный фильтр
Несоответствующий масляный фильтр может не поддерживать заданного давления, либо не иметь вообще необходимого клапана , что также может отразиться на падении давления и выходу двигателя из строя. Здесь даже не берется в расчет, что масляный фильтр некачественно фильтрует масло, и частицы грязи могут, постепенно накапливаясь в масляном канале, привести к его зарастанию или закупориванию.
О внешних причинах , оказывающих влияние на характеристику вязкости масла будет отдельная статья.